ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
(Лк.,15:11-32)
Господь Иисус Христос нередко проповедовал Евангельское учение в форме иносказательных рассказов, для которых брал примеры из природы или современной общественной жизни. Такие рассказы получили наименования притч. Хотя притчи были известны еще в ветхозаветные времена, особое совершенство и красоту они получили в устах Богочеловека.
Спаситель излагал свое Божественное учение в форме иносказательных рассказов по нескольким причинам. Во-первых, Он говорил о глубоких духовных истинах, постичь которые было не легко Его слушателям. А конкретный и яркий рассказ, почерпнутый из жизни, мог запомниться на многие годы, и человек, старающийся понять смысл этого рассказа, мог размышлять о нем, углубляться в его содержание и постепенно понять скрытую в нем мудрость. Во-вторых, люди, не вполне понимающие учение Спасителя, могли бы по-своему перетолковывать его, распространяя его в искаженном виде. Притчи сохраняли чистоту учения Христова тем, что облекали его содержание в форму конкретного повествования. В-третьих, притчи имеют то преимущество пред прямым поучением, что они не только содержат в себе общий Божественный закон, но демонстрируют его применимость, как в частной, так и в общественной жизни.
Притча о блудном сыне относится к той группе притч, в которой открывается величайшее Божие человеколюбие и неизреченное милосердие к роду человеческому, она была рассказана Господом к концу третьего года Его общественного служения.
У некоторого человека было два сына (ст.11). Под образом этого человека представляется Бог, два сына — это грешники и мнимые праведники — книжники и фарисеи.
Младший просит отца выделить следующую ему часть имения (ст.12). Под частью имения разумеются дары Божии, которыми наделен каждый человек, духовные и телесные. Согласием отца на выдачу имения изображается свобода, которую Бог даровал человеку. Пользуясь ей, человек должен сам избрать себе жизненный путь: служить Единому Богу, или угождать иным господам. Но человек злоупотребляет свободой. Под ней он разумеет своеволие. Как Прародители человечества, преступив повеление Божие, пали в своеволие, в грех, неизлечимый силами человеческими, так и всякий грешник, желая творить свою волю, а не волю Бога, падает в своеволие, не примечая, что оно есть рабство многим господам.
По получении имения в младшем сыне явилось желание жить на свободе, по своей воле, и он ушел в дальнюю страну (ст.13), где расточил полученное имение, живя распутно. Дальняя страна — жизнь греховная; растрата имения — истощение сил ума, сердца и воли деяниями греховными. Грешник, почувствовав влечение ко греху, начинает тяготиться Божественным законом, отвергает жизнь по воле Божией, и в духовном и телесном распутстве расточает все те дарования, которыми наделил его Бог, опускаясь в своем нравственном достоинстве до глубокого падения. Ум у такого человека не только теряет всякое понятие об истине, но и славу нетленного Бога изменяет или в образ тленного человека, или животных, или гадов. Сердце этого человека до того грубеет, что ему совершенно чужды бывают понятия о великих обетованиях Божиих. Воля этого человека до того закосневает во зле, что кроме служения тройственной мирской похоти («похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1Ин.,2:16) — сластолюбие, сребролюбие и славолюбие) ничего не знает. Тело его делается совершенно неспособным к проявлению и осуществлению возвышенных стремлений души. Все духовное, святое, Божественное в конец уничтожается в душе грешника.
Настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться (ст.14). Нужда грешника — пустота души, которая образуется от греховной жизни. Страстные — греховные помышления и ощущения, гнездясь в душе, производят невыносимую муку. Часто грешник, мучимый несбыточными пожеланиями и мечтаниями, приходит к отчаянию. И это отчаяние у него нередко доходит до того, что, не видя никакого просвета в жизни, никакой радости и, тяготясь жизнью, кончает ее самоубийством. Грешник не думает об исправлении. Он ведь обольщен мнимой свободой. Как прежде понадеялся он на себя, так и теперь, при голоде духовном, мечтает исправить свое положение своими силами. Он не примечает еще бездны падения. Ярмо грехов давит на грешника, внутренняя тоска угнетает его, бедствия разных родов постигают его.
Он же пристал к одному из жителей страны (ст.15). Под жителем дальней страны разумеется дух падший, дух злобы, его влиянию подчиняется грешник, у него-то и просит он некоторого одолжения себе, чтобы избавиться от тяготы и нужды. В свое время духу злобы был дорог этот чужеземец — грешник. Он ведь обладал Божественными дарами в изобилии, да богато был одарен и силами душевными. Диавол с усердием и терпеливо соблазнял его на грех и теперь отправляет этого раба пасти свиней, то есть совершать крайне греховные помышления, чувствования и дела.
Напрасно человек пытается заглушить адское состояние души исполнением этих греховных дел. Выполнением человеком страстных помыслов, мечтаний не уничтожает их, а возбуждает с удвоенной силой, ибо все это — лишь свиные рожцы (ст.16), не могущие утолить мук голода, от которых изнемогает его бессмертный дух.
Но тут, по слову апостола Павла, где умножился грех, там явилось обилие благодати (Рим.,5:20), вразумляющей человека. Услышал грешник спасительный призыв Божией благодати и не отверг его, а принял. Принял и пришел в себя (ст.17).
Пришедши в себя, сказал: Встану, пойду к отцу моему (ст.18) — это он хочет избавиться от гнетущей его тяжести покаянием.
Встал (ст.20) — поднялся над своим греховным состоянием. Пошел к отцу своему — проходит покаянный подвиг.
Он жил, ходил в угоду себе, а теперь ищет и сердечно хочет пожить для Бога. И Бог, смотря не на внешний вид, а на внутреннее чувство смирения и покаяния, видит обращающихся к Нему с таким сердечным залогом и Сам бежит к нему навстречу с милостью, какой грешник и вообразить себе не может.
Сын же сказал ему : отче ! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. (ст.21).
Едва кающийся грешник произносит исповедание греха, как милосердный Бог повелевает рабам своим (ст.22) — служителям алтаря и святым Ангелам — облечь его в светлую одежду непорочности. На руку перстень — свидетельство возобновленного единения с Церковью земной и небесной, обуть ноги его в сапоги, чтоб деятельность его была охраняема от духовного терния прочными постановлениями — заповедями Христовыми.
В довершение действий любви отец приказывает заколоть откормленного теленка (ст.23) — раскаявшемуся предлагается духовная трапеза: Тело и Кровь Спасителя.
Старший же сын, возвращаясь (ст.25) домой, услышал пение и ликование.
И, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? (ст.26).
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка (ст.27).
Он осердился и не хотел войти (ст.28). Негодование и ропот старшего сына есть ропот мнимых праведников — книжников и фарисеев. Святой Евфимий говорит: «Показывает сие роптание, что такую Бог являет благодать тем, кои каются, что у других может возбудить зависть». Фарисеи стремились служить и угождать Богу исполнением своей воли и своих разумений, признавая их добрыми и истинными, что неестественно для падшего человеческого состояния, а не тщательным исследованием и исполнением воли Божией. При таком образе деятельности человек почти постоянно делает зло, признавая его добром, а когда делает добро, то приписывает его себе. При этом добро делается причиной зла, вводя человека в самомнение, питая пагубную из страстей — гордость.
Отец же его, выйдя, звал его — здесь говорится, что Бог через Христа и апостолов приглашал фарисеев, чтобы они вошли в Церковь Христову, но они не могли этого сделать по причине своей гордости.
Старший сын сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими (ст.29). Фарисей смотрел на свои дела как на жертвы, как на заслуги перед Богом. Для него тщетно возвещает Бог и в Ветхом и в Новом Заветах: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос.,6:6;Мат.,9:13;Мат.,12:7). Господь не раз указывал на это выражение воли Божией Священным Писанием. Он говорил им, что они никогда бы не впали в осуждение невинных, если бы правильно понимали это выражение воли Божией: потому что милость не только не осуждает невинных, но и на виновных смотрит с состраданием.
Ожесточенные и слепые фарисеи, упорно отвергая милость, хотят, как бы насиловать Божество и приносить Ему не принимаемые Им жертвы. И самоуверенно заявляют николиже заповеди твоя преступих.
Про требование козленка святой Амвросий говорит: «иудеянин козленка требует, христианин агнца; и потому им Варавва, нам же агнец Христос закаляется», ибо иудеи не чувствовали своих ран, отвергали Врача душ и телес Христа.
Этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка (ст.30). Фарисеи обвиняют Бога, что Он предпочитает недостойных достойным, то есть грешников фарисеям. В своем горделивом помрачении не уразумеют, что Христос: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф.,9:13). Так об этом пишет преподобный Пимен Великий: «Для меня приятнее человек согрешающий и кающийся, нежели не грешащий и некающийся: первый, признавая себя грешником, имеет мысль благую, а второй, признавая себя праведником, имеет мысль ложную». Усвоенная ложная мысль соделывает все жительство непотребным — неправильным.
Самомнение и гордость фарисеев привела их к поклонению самим себе. Они по наружности были ближайшими, точными служителями и ревнителями истинного богопочитания, а, в сущности, совершенно отчуждались от Бога. И когда обетованный Мессия, Которого страждущее человечество ожидало в течение нескольких тысячелетий, явился среди них с неоспоримыми свидетельствами Своего Божества: они не приняли Его. Приняли Его грешники, через веру во Христа и покаяние, сделались достойными благодати и причащения Святого Тела и Крови Христовой, что и разумеется под именем откормленного тельца.
Ты всегда со мною, и все мое твое (ст.31) — этими словами указывается на то, что фарисеи, в руках которых закон, пророки, истинная вера, всегда могут иметь доступ к Богу и духовным благам, и, что в их воле находится общение с Отцом Небесным.
Но фарисеи не могут заслужить благоволение Его при таком извращенном и жестоком духовно — нравственном настроении. Фарисеи осуждали Господа Иисуса Христа за то, что Он: «принимает грешников и ест с ними». На это Господь и рассказал эту притчу, заключая ее словами: надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (ст.32). «В этом и состоит цель притчи, — говорит святитель Феофилакт Болгарский, — Христос как бы так учит фарисеев: положим, что вы праведны, как и тот сын, всегда угождающий Отцу; прошу вас, святых и чистых, чтобы вы не роптали, что Я радуюсь о спасении грешника».
Много можно извлечь нравственных уроков из притчи о блудном сыне. Хотелось бы остановиться на одном из них:
Из притчи открывается, что Отец Небесный, наделяя всех дарованиями духовными и телесными, никого не стесняет в свободе действий и, что искание свободы, есть первый шаг к отступлению души от Бога. Эта жажда свободы, это настойчивое требование ее есть дело своеволия.
Своеволие, как видно из этой притчи, во-первых, отчуждает и удаляет от Бога, создателя своего, Которому каждый человек обязан служить и повиноваться; во-вторых, оно присвояет и расточает безумно все дары Божии, предоставленные человеку, ибо вожделение человеческое не полагает себе меры.
Что значит истинная свобода наша? Истинная свобода, какова свобода святых, есть безмолвная, добровольная покорность воле Отца Небесного. Когда же ищут себе свободы: значит, тяготятся быть под властью Божией, хотят жить не по воле Божией, дозволяют располагать свободой своевольно.
А потому верно положение, что там, где присутствует человеческое своеволие, многие бывают несправедливости и пагубы. Так, со своей волей первый шаг человека не только становится преступным, но шагом, который влечет нас от преступления к преступлению.
Иерей Владимир Колосов.
Март 1999 г.
(355)